Одним из основных действующих узлов тепловых сетей является центральный пункт, выступающий в качестве главного связующего элемента между основной магистралью и распределительными линиями, отвечающими за подачу тепла к потребителю. Современные ЦТП (центральные тепловые пункты) отличаются универсальностью, так как они могут успешно использоваться для обслуживания как одного, так и сразу нескольких строений. В первом варианте его размещают на территории подвальных или технических помещений в обслуживаемом здании, а во втором – ТП должен находиться в отдельном, удаленно стоящем сооружении, выполненном из металлического каркаса и утеплителя.
Задачи ЦТП
Главное назначение любого современного теплового пункта – своевременное равномерное распределение и транспортировка теплоносителей. Кроме этого, организация ЦТП призвана решать задачу обеспечения надежной защиты рабочих систем от утечек, а также гидравлических ударов. Для этого в пункте осуществляется постоянный контроль и регулировка давления, а также температуры носителя. При этом температурный диапазон настраивается в соответствии с температурой на улице.
Особенности работы ЦТП
Тепловой пункт может эксплуатироваться в двух рабочих режимах:
-
Зависимый режим, при котором ТП обеспечивает поступление теплоэнергии к потребителям от магистральной сети и выступает в качестве основного узла, отвечающего за распределение носителя в двух направлениях – отопление без применения теплообменников и горячее водоснабжение через бойлеры.
-
Независимый режим, предусматривающий применение специальных теплообменников, которые нагревают теплоноситель, проходящий по второму контуру, и только после этого направляют его к потребителям.
Что включает в себя тепловой пункт?
Модульные системы пунктов производятся на базе разборных и паяных теплообменников, которые соединяются по двух- или одноступенчатой схеме через узел смешения или водонагреватель. Каждый пункт собирается непосредственно на месте установки и включает в себя следующие компоненты:
-
опорную монтажную конструкцию с комплектом крепежных изделий;
-
автоматику, включающую щиты, систему управления, контроллеры и комплекс измерительного оборудование (манометры, чувствительные датчики, реле определения давления и его разности);
-
циркуляционные насосы;
-
узел смешения и учета;
-
вводный модуль;
-
систему трубопроводов;
-
подпитки со встроенным модулем, состоящим из мембранных расширительных баков;
-
гребенки распределения;
-
систему обеспечения работы гидравлических режимов;
-
теплообменники, устанавливаемые в контурах отопления, вентиляции, ГВС;
-
электродвигатели;
-
соединительные модули для монтажа систем вентиляции, отопления и горячего водоснабжения;
-
запорную арматуру с регулирующими вентилями.
При необходимости пункты могут дополнительно оснащаться частотными преобразователями, водонагревателями, теплообменниками, вентиляторами и другим профильным оборудованием, а также комплектующими, необходимыми для эффективного функционирования ЦТП.
Виды пунктов
Точная комплектация ТП будет зависеть от условий заказа, характеристики теплоносителя, модификации и вида пунктов, которые можно разделить:
-
по конструктивным особенностям – на рамные (РТП) и блочные установки (БТП);
-
по назначению – на тепловые индивидуальные пункты и центральные;
-
по используемым насосным станциям – на нормальновсасывающие и центробежные (динамические).
Кроме того, пункты могут быть выполнены в пожаро- и взрывобезопасном, либо специализированном исполнении, спроектированном по индивидуальным пожеланиям заказчиков.
Схемы ТП
Выпускаемые пункты могут функционировать по стандартным схемам теплообмена «вода-пар», «вода-вода» или с незамерзающими жидкостями, преимущественно пропиленгликолем, этиленгликолем и др. Проектирование конструктивных схем осуществляется с детальным учетом всех особенностей каждого проекта, источника, точки поставки энергии. Из всех перечисленных схем наибольшее распространение получил вариант с независимым вариантом соединения с отоплением и закрытым типом ГВС.
В данной ситуации теплоноситель с помощью работы мощных электронасосов попадает по трубопроводу в ТП и отдает энергию теплоносителя в системах отопления и ГВС, после чего транспортируется обратно во входной трубопровод, и через главную магистраль снова попадает для вторичного использования на предприятие, генерирующее основное тепло. Во время транспортировки воды по контуру, она постепенно остывает и для поддержания необходимой температуры, ее регулярно подогревают специальными нагревателями. С учетом того, что часть теплоносителя расходуется потребителем в системе ГВС, в первичных тепловых сетях устанавливаются системы подпитки водопроводной воды данного предприятия.